
Главная » 2015 Апрель 18 » Конкурс чтецов к 9 мая - Дню Победы для детей
20:32 Конкурс чтецов к 9 мая - Дню Победы для детей | |
Ход урока
1. Организационный момент. Цель: настроить детей на работу, сообщить тему занятия. 1. Сообщение темы урока. 2. Беседа эмоционально-оценочного характера: (учитель) - Cегодня мы продолжаем говорить с вами об этой страшной войне, о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. (учитель) - А как вы понимаете, ребята, что такое война? (ответы детей: “война” это ужас, горе, страдание, смерть, кровь и т.д.) (учитель) - Да “война - страшнее нету слова, война - жесточе нету слова, война - печальней нету слова...” Проверка домашнего задания (На предыдущем уроке проводили конкурс чтецов. На этом уроке читают его победители) Цель: совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений, воспитание патриотизма. (учитель) - Экстремальные условия создали настолько сильный душевный напор, который тотчас смог выразиться только в таком непосредственном жанре, как стихи. В первые дни войны Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение “Священная война”. Для стихов А.Александров написал музыку и “Священная война” зазвучала как призыв к борьбе. Послушайте. (Учитель включает запись) (учитель) - Потрясение, которое пережил народ, отлилось в высокую стихотворную мощь. Поэзия, полная пафоса и боли, ненависти и грусти. А сейчас мы послушаем стихи о войне в исполнении победителей конкурса чтецов нашего класса. “Концерт” автор Р.Рождественский (читает ученик) Сорок трудный год. Омский госпиталь… Коридоры сухие и маркие. Шепчет старая нянечка: “Господи!... До чего же артисты маленькие…” Мы шагаем палатами длинными. Мы почти растворяемся в них с балалайками, с мандолинами и большими пачками книг… Что в программе? В программе – чтение, пара песен военных, правильных… Мы в палату тяжелораненых входим с трепетом и почтением… Двое здесь. Майор артиллерии с ампутированной ногой, в сумасшедшем бою под Ельней на себя принявший огонь. На пришельцев гладит он весело… И другой – до бровей забинтован, - капитан, таранивший “мессера” три недели назад над Ростовом… Мы вошли. Мы стоим в молчании… Вдруг срывающимся фальцетом Абрикосов Гришка отчаянно объявляет начало концерта. А за ним. не вполне совершенно, но вовсю запевале внимая, о народной поем, о священной так, как мы ее понимаем… В ней Чапаев сражается заново, краснозвездные мчатся танки. В ней шагают наши в атаки, а фашисты падают замертво. В ней чужое железо плавится, в ней и смерть отступать должна. Если честно признаться, нравиться нам такая война… Мы поем… Только голос летчика раздается А в нем – укор; “Погодите… Постойте, хлопчики… Погодите… Умер майор…” Балалайка всплеснула горестно. Торопливо, будто в бреду… … Вот и все о концерте в госпитале в том году. (учитель) - А Юлия Друнина писала: “Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.” - “Жди меня” Константина Симонова потрясло со страниц газеты всю Россию. Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, звучало по радио, читалось с эстрады. (отрывок из стихотворения К Симонова “Жди меня” читает ученик) Жди меня, и я вернусь. Всем смертям назло. Кто не ждал меня, то пусть Скажет: - Повезло. – Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Так я выжил, будем знать Только мы с тобой – Просто ты умела ждать, Как никто другой. (учитель) - А разве мы хотели эту войну? Враг напал на нас вероломно, не объявляя войны, рано-рано утром, в мирное воскресенье…”Хотят ли русские войны?” Е. Евтушенко (читает ученик) Хотят ли русские войны? Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей и у берез и тополей. Спросите вы у тех солдат, что под березами лежат, и вам ответят их сыны, хотят ли русские войны. Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну, а чтобы люди всей земли спокойно видеть сны могли. Под шелест листьев и афиш ты спишь, Нью-Йорк, ты спишь, Париж. Пусть вам ответят ваши сны, хотят ли русские войны. Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю грустную свою. Спросите вы у матерей. Спросите у жены моей. И вы тогда понят должны, хотят ли русские войны. 3. Подготовка к восприятию нового текста. Цели: настроить детей на работу над новым произведением, создать эмоциональный настрой, расширять словарный запас детей. Беседа эмоционально-оценочного характера. (учитель) - Ребята, вчера вы подготовили мне рисунки по темам: “Война” и “Мир на земле”. Я оформила выставку. Посмотрите что получилось. (Cмотрим на доску). - Что вы можете сказать об этой выставке? - Как вы думаете, почему я оформила ее именно так? (одна половина доски – “Мир на земле”, другая “Война”) - Отличаются эти рисунки друг от друга? Почему? Чем? - Какие краски вы брали, чтобы изобразить войну? Почему? - Что вы рисовали? Почему? - А когда рисовали “Мир на земле”, какие краски? Почему? Что вы здесь рисовали? Почему? Обратите внимание, почти на каждом рисунке о Мире такое большое, яркое солнце. Солнце – как символ мира, тепла и ласки, добра и света. “Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет мир!” Посмотрите, ребята, как будто два мира, две планеты – какое можно дать им название, каждой? (Планеты (мир) добра и зла, белого и черного, счастья и горя и т.д.) А на какой планете вы бы хотели жить? Почему? Да, и мы живем на ней, ребята. Это наши прадеды и деды отстояли ее, не дали разрушить. Вечная им память и вечная им слава – героям Великой Отечественной войны. (Занавес с рисунками о мире сдвигается, закрывая мир войны). Открывается надпись на доске: Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986) “Лошади в океане”. - Отгремела война. Позади салют Победы 9 мая 1945 года. Но как злобное эхо, она эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…. Послушайте ребята, стихотворение Б.А. Слуцкого “Лошади в океане”. Лошади умеют плавать, Но – не хорошо. Недалеко “Глория” по-русски значит “Слава”,- Это вам запомнится легко. Шел корабль, своим названьем гордый, Океан старался превозмочь. В трюме, добрыми мотая мордами, Тыща лошадей топтались день и ночь. Тыща лошадей! Подков четыре тыщи! Счастья все ж они не принесли. Мина кораблю пробила днище Далеко-далеко от земли. Люди сели в лодки, в шлюпки влезли. Лошади плыли просто так. Что ж им было делать, бедным, если Нету мест на лодках и плотах? Плыл по океану рыжий остров. В море синем остров плыл гнедой. И сперва казалось – плавать просто, Океан казался им рекой. Но не видно у реки той края. На исходе лошадиных сил Вдруг заржали кони, возражая Тем, кто в океане их топил. Кони шли на дно и ржали, ржали, Все на дно покуда не пошли. Вот и все. А все-таки мне жаль их – Рыжих, не увидевших земли. 4. Первичное чтение текста. Цель: Создать целостное восприятие текста, дать образец выразительного чтения. 5. Проверка первичного восприятия. Цель: Проверить, как дети восприняли содержание стихотворения. (учитель) - Что вас в стихотворении удивило? Что запомнилось больше всего? Что хотели бы услышать еще раз? Какое настроение у вас создалось после этого стихотворения? 6. Повторное чтение. Цель: Совершенствовать навык чтения. (учитель) - Откройте учебники на стр.76. Прочитайте вполголоса это стихотворение. 7. Анализ произведения. Цель: Учить анализировать стихотворное произведение. Совершенствовать умение работать с текстом. Учить находить выразительные средства изображения. (учитель) Прочитайте первые две строчки. О чем говорит поэт? Почему он начал с этих строк? А дальше, следующие четыре строки, о чем они говорят? Что доказывает, что ничего не предвещало беды? Почему? Прочтите. Почему автор пишет о подковах? Прочитайте эти строки. Что происходит дальше? Прочтите? Откуда взялась эта мина? Как спасались люди? Прочтите. А лошади? Почему? Прочтите. Как погибли лошади? Прочтите. Как вы думаете, кто в этом виноват? Почему? Каким настроением проникнуто стихотворение? 8. Выразительное чтение. Цель: Отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения. 9. Для этого стихотворения А.В. Берковский написал музыку – послушайте (включаю запись). 10. Задание на дом: Научиться читать стихотворение “Лошади в океане” выразительно, кто хочет, может выучить наизусть. 11. Рассказ учителя о поэте и времени его творчества. Цель: Расширять кругозор детей привлечь внимание их к изучаемому произведению. (учитель) – Борису Абрамовичу Слуцкому было 22 года, когда началась Великая Отечественная война. Сразу после войны он считался одним из самых одаренных поэтов своего поколения. Затем долгие годы непечатания. С середины пятидесятых годов он снова она из наиболее значительных фигур. Его стихи отмечены мужественной гражданственностью, протестом против идеологического диктата, разговорностью интонаций, демонстративной прозаичностью языка. Он писал их с ответственностью единственного свидетеля и не сомневался, что обязательно будет услышан. Темы его стихов – прошедшая война, суровые житейские будни. Послушайте еще одно стихотворение Б.А. Слуцкого “Кельнская яма” (1944 год) Нас было семьдесят пленных В большом овраге с крутыми краями. Лежим безмолвно и дерзновенно, Мрем с голодухи в Кельнской яме Над краем оврага утоптана площадь - До самого края спускается криво. Раз в день на площадь выводят лошадь, Живую сталкивают с обрыва. Пока она свергается в яму, Пока ее делим на доли неравно, Пока по конине молотим зубами, - О бюргеры Кельна, да будет вам срамно! О граждане Кельна, как же так? Вы, трезвые, честные, где ж вы были, Когда, зеленее, чем медный пятак, Мы в Кельнской яме с голоду выли? Собрав свои последние силы, Мы выскребли надпись на стенке отвесной, Короткую надпись над нашей могилой – Письмо солдату Страны Советской. “Товарищ боец, остановись над нами, Над нами, над нами, над белыми костями. Нас было семьдесят тысяч пленных, Мы пали за Родину в Кельнской яме!” Когда в подлецы вербовать нас хотели, Когда нам о хлебе кричали с оврага, Когда патефоны о женщинах пели, Партийцы шептали: “Ни шагу, ни шагу…” Читайте надпись над нашей могилой! Да будем достойны посмертной славы! А если кто больше терпеть не в силах, Партком разрешает самоубийство слабым. О вы, кто наши души живые Хотели купить за похлебку с кашей, Смотрите, как, мясо с ладони выев, Кончают жизнь товарищи наши! Землю роем, скребем ногтями, Стоном тонем в Кельнской яме, но все остается – как было, как было! – каша с вами, а души с нами. 12. Минута молчания. (все встают, запись секунд) Учитель читает последний отрывок (10) из “Реквиема” Р.Рождественского. Помните! Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придет никогда – помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценою завоевано счастье – пожалуйста помните! Песню свою отправляя в полет, - помните! О тех, кто уже никогда не споет, - помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди земли. Убейте войну, прокляните войну, люди земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!... Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните! 13. Оборудование: учебник “Родная речь” (часть 2) авт. М.В. Голованова В.Г. Горецкий Л.Ф. Климанова запись песни А. Александрова и В. Лебедева-Кумача “Священная война” запись песни В. Берковского и Б. Слуцкого “Лошади в океане” рисунки детей по теме “Война”, по теме “Мир на земле” карточки со словами: Эта страшная война
| |
|
Всего комментариев: 0 | |